Парковки в Киеве: как сэкономить и бороться с неправомерными действиями местной власти


Наши успехи

  • Защита в Международном арбитражном суде (ІСС) интересов госпредприятия (44 млн. долларов)
  • Юридическая поддержка избирательной кампании кандидата на пост городского главы 2010 г.
  • Юридическое сопровождение президентской кампании 2010 на местном уровне
  • Отмена постановления Кабмина о пенсионном налоге для предпринимателей
  • Отмена эвакуаторов в Киеве
  • Дело «Караоке на майдане»
  • Дело "Корецкий против Украины"

Парковки в Киеве: как сэкономить и бороться с неправомерными действиями местной власти


23-03-2010

С 1 марта вступили в действие новые Правила парковки транспортных средств. Новые нормы нарушают конституцию и украинское законодательство.

За час парковки водитель должен платить от 17 до 51 копейки, согласно декрету Кабмина от 1994 года. При чем 51 копейку только в том случае, если площадка для парковки специально обустроен (есть специальные знаки, шлагбаум, ограда и т п).


  • Можно ли отказаться от уплаты за услуги парковки? И почему час парковки стоит дороже, чем 17 или 51 копейка?


Отказ будет всецело законным и будет соответствовать Гражданскому кодексу Украины (ст. 627, 901) Но при этом нельзя отказываться от уплаты месного збора (от 17 до 51 копейки за час).

Новое постановление Кабмина в части оплаты за услуги парковки противоречит Конституции и Гражданскому кодексу и не предвидит механизма, при котором водитель может отказаться от получения услуг и, соответственно, их оплати. Это такой способ себе легализированый рэкет.

Власть нуждается в деньгах. Никакие экономические расчеты коммунального предприятия «Киевтранспарксервис» не могут объяснить и оправдать такую завышенную стоимость парковки, которая сейчас в столице.

Уборка парковки (которой часто нет), нанесение разметки и освещение – вот и все их расходы. На это нужны копейки, а зарабатываются миллионы.

Десятки миллионов гривен просто исчезают. Какие конкретно расходы несет предприятие парковки, сколько оно зарабатывает и как тратят эти деньги? Об этом в ближайшее время можно будет узнать на сайте Комитета прямого действия.


  • На протяжении какого времени и каким способом (наличным/безналичным) нужно оплатить штраф, чтобы не было пени?


Ответственность за нарушение правил парковки сегодня не предусмотрена. Значит, штраф и пеня в этом случае отсутсвуют.

Если же речь идет об оплате применения технических средств (устройств для блокирования), то пеня в таком случае тоже отсутствует.

Правила блокирования содержат механизм оплаты сбора и услуг по парковке, но не содержит механизма оплаты применения технических средств. Значит, оплата осуществляется в любой способ, предвиденный общими нормами о расчетах (в том числе через банк).

Эту сумму могут попробовать разными способами взимать в судебном порядке. Но, наше мнение, законных оснований для удовлетворения такого иска нет.

Помните, что вы это не обязаны делать. Требуйте у них Акт об отказе. Услуги блокировки колес и услуги по содержанию площадок для парковки навязываются нам незаконно.


  • Нужно ли платить за 10 минут стоянки машины на площадке для парковки? Как новые правила распространяются на мотоциклы?


Водитель должен оплачивать парковку вне зависимости от времени стоянки транспортного средства на площадке для парковки, согласно с новым постановлением Кабмина. Если водитель остановился на площадке для парковки или оставил на ней свое транспортное средство, он должен заплатить за час парковки.

Когда действовали Правила благоустройства, утвержденные решением Кабмина, парковка до 5 минут определялась как временная стоянка. Значит, плата за нее не взималась.

Согласно Правилам дорожного движения, мототехника считается транспортным средством, а значит, на нее так же распространяются новые Правила парковки транспортных средств.


  • Если в дворе дома есть платная стоянка, то емеют ли право жильцы дома ставить машины на ней бесплатно?


Жители дома смогут не оплачивать за парковку, если орган местного самоуправления или оператор освободил их от такой оплаты. В ином случае каждый, кто размещает транспортное средство, должен платить сбор за парковку.

Но нужно поинтересоваться, законна ли эта площадка. В Киеве есть случаи, когда на придомовых территориях они образовываются самовольно.

Должно быть соответствующее решение местных властей и согласование с ГАИ. А если в доме есть ОСМД или он является частным, то никто, кроме жителей, не может там хозяйничать.


  • Какая есть ответственность за самовольное снятие блокировочного устройства? Что нужно делать, когда машину заблокировали?


Ответственности за самовольное разблокирование своей машины нет, поскольку блокировка транспортного средства является незаконной.

Множество водителей проводит демонтаж самостоятельно и забирают блокировочное устройство себе на память. Если сами не справитесь, то звоните на горячую линию Комитета прямого действия 098 552 77 00.

Все жалобы блокировщиков в правоохранительные органы или суд заканчиваются неудачей. Даже работники правоохранительных органов или суды понимают, что установка коммунальных блокировочных устройств на машины – незаконна.


  • Как должны быть обустроены площадки для парковки? Что такое специально обустроенная площадка?


Площадки должны быть обустроены дорожными знаками, сплошной синей (голубой) линией на проезжей части и на бордюре, который отделяет проезжую часть от пешеходной.

Специально обустроенные площадки должны иметь шлагбаум, помещения с охраной, туалет и т. п. По возможности должно быть видеонаблюдение за движением и табло на выезде с информацией для водителей о наличие на парковке свободных мест.

Подземные и многоуровневые специально обустроенные для парковки площадки должны иметь на въезде схему размещения мест для парковки, въездом и выездов, в том числе размещение мест для парковки транспортного средства общего назначения, которое водят инвалиды, или транспортное средство общего назначения, которое их перевозит.

С 2012 года площадки должны быть обустроены паркоматами в расчете 1 автомат на 10 паркомест. (пункт 13 и 15 нового постановления Кабмина).


  • Имеют ли право водители парковать машину на тротуарах и газонах?


Тут речь идет не про парковку, а про обычную стоянку транспортного средства на тротуарах. Это разрешено правилами дорожного движения (подпункт «в» пункта 15.10), если для прохода пешеходов остается самое малое 2 метра. Если такое место не отведено под парковку, то стоянка осуществляется бесплатно.

Движение автомобилей по тротуарах запрещено Правилами дорожного движения (пункт 11.13). Исключение составляет только движение в ситуациях для исполнения работ или обслуживания торговых и других предприятий непосредственно возле тротуаров, если нету других подъездов.

Водители иногда вынуждены парковать автомобиль на тротуарах, поскольку городские чиновники считают подземные магазины более прибыльными, чем подземные паркинги.

На газонах парковаться запрещено (пункт 15.10 Правил дорожного движения, Правила благоустройства соответственного населенного пункта). За это предусмотренна административная ответственность (статьи 122, 152, 153 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Соответственные протоколы составляют чиновники органов внутренних дел или представители исполкомов сельских, поселковых и городских властей.

На эти и другие вопросы отвечали на платформе ЛИГА:ЗАКОН адвокат компании «Наталия Субота и партнеры» Андрей Нечипоренко и руководитель Комитета прямого действия Дмитрий Гнап.




К списку новостей