Выборы Президента: политическая элита VS правовая элита


Наши успехи

  • Защита в Международном арбитражном суде (ІСС) интересов госпредприятия (44 млн. долларов)
  • Юридическая поддержка избирательной кампании кандидата на пост городского главы 2010 г.
  • Юридическое сопровождение президентской кампании 2010 на местном уровне
  • Отмена постановления Кабмина о пенсионном налоге для предпринимателей
  • Отмена эвакуаторов в Киеве
  • Дело «Караоке на майдане»
  • Дело "Корецкий против Украины"

Выборы Президента: политическая элита VS правовая элита


20-10-2009

Верховный Совет принял правки к Закону «О выборах Президента Украины» менее, чем за шесть месяцев до выборов. Изменения также внесли в Криминальный и Административный кодексы.

Вето Президента Верховный Совет преодолел конституционным большинством. Таким образом стали законными изменения в законодательстве, которые, согласно выводам Венецианской комиссии, могут негативно повлиять на эффективность законов:

  • изменения-ограничения, которые препятствуют возможностям обжаловать результаты выборов;
  • изменения-ограничения, которые касаются избирательных споров и препятствуют праву граждан, партий и других участников процесса требовать эффективной компенсации за нарушение, а также оставляют споры без судебного разбирательства;
  • положения, которыми определяется порядок подведения Центральной избирательной комиссией окончательных результатов выборов, требуют дополнений и детализации;
  • положения, которые регламентируют состав и рабочий процесс избирательных комиссий и могут повлечь за собой нестабильность в организации и проведении выборов;
  • завышеные требования к денежному залогу кандидата;
  • изменения процедуры голосования избирательных комиссий, которые могут повлечь за собой злоупотребления;
  • возможность вносить изменения в список избирателей за час до окончания голосования.

Есть нововведенные нормы, которые позитивно повлияют на качество выборов:

  • возможность предоставления официальным наблюдателям и представителям кандидатов протоколов заседания избирательных комиссий;
  • отмена открепительных талонов, при помощи каких происходили фальсификации;
  • приняли во внимание замечания касательно слишком узкого ограничения издержек на кампанию.

Народные депутаты не учли ряда рекомендаций, которые вызывают беспокойство Венецианской комиссии, и законодательство требует изменений таких норм:

  • немотивированное ограничение права быть кандидатом;
  • положения, которые накладывают ограничения на СМИ, и могут использоваться ограничения полноценного обмена политическими взглядами и возможности донести позиции кандидатов до избирателей;
  • механизмы назначения членов избирательных комиссий;
  • требование квалификации проживания в округе для членства в избирательной комиссии;
  • положения касательно финансирования кампании, которые являются нечеткими и потенциально неэффективными;
  • невключение в закон регулирования роли независимых национальных наблюдателей;
  • положения о признании недействительными результатов и пересчета голосов, которые нужно детализировать и дополнить.

Эксперты убежденны, что не смотря на наличие или отсутствие демократических норм в законодательстве, которые обозначила Венецианская комиссия, главной проблемой для Украины остается становление правового сознания политической элиты.

Применение и исполнение правовых норм зависит исключительно от системы ценностей каждого и общества в целом.

Почему правовые нормы не исполняются? Для основания институтов и написания правовых норм, согласно с которыми живет государство, нужно значительно меньше времени, чем для воспитания высококультурной политической элиты и граждан.

Социологические исследования экспертов показали, что главными недостатками политической элиты Украины стали: коррумпированность, низкий уровень образования, закрытость политической элиты, неподотчетность гражданам и т. д. Эти признаки политической элиты эксперты выделяли в 2004 году. Фактически, эти признаки присущи элите Украины и сегодня.

В таких условиях эволюция и вообще любое развитие правового демократического общества де-факто невозможно. Такая ситуация возникла, по словам социолога Ирины Бикешкиной, из-за слабости гражданского общества.

Она убежденна, что политики занимаются «лапшенизацией» - дают пустые обещания – исключительно потому, что люди не требуют у политиков подотчетности. Неизвестен алгоритм осуществления обещаний. Виктор Янукович обещает, что когда станет Президентом, возглавит правительство, и никого не интересует согласно с какими правовыми нормами он может быть главой правительства и главой государства одновременно.

Каждый из кандидатов начинает избирательную кампанию с обещаний, но никто даже не проверяет, входит ли в правовую компетенцию президента их исполнение. Демократия – это свобода, которая вписывается исключительно в рамки права. Выход за правовые границы порождает анархию, на смену которой приходит авторитарный режим.

Избрание достойного лидера государства само по себе не решит проблемы кризиса политической элиты в Украине. Отсутствие механизма селекции и отбора элиты негативно влияет на политические процессы в государстве, по словам политолога Владимира Фесенка.

Политические списки не обновляются, политическая элита закрывает двери для молодых и потенциальных лидеров. Министры и весь административный аппарат чиновников назначается в ручном управлении и на короткие сроки. Соответственно есть несколько путей для создания новой элиты и существования государства:

  • молодые и энергичные лидеры собираются вместе, ищут команду и финансовую поддержку, создают новые партии;
  • элиты других государств приходят и захватывают власть в свои руки – страна фактически терцет независимость;
  • военная элита проводит государственный переворот, поскольку понимает, что политическая элита действует не в интересах народа, не отвечает за долгосрочное и качественное сохранение нации.

Военной элиты в Украине фактически нету. Её годами уничтожали, не обеспечивая достаточное финансирование армии, уничтожая ее кадровый потенциал, чтобы сознательно или подсознательно избежать военного переворота.

Выборы в нашем государстве давно перестали быть правовым механизмом обновления элиты. Миф о том, что неэффективная сегодняшняя элита со временем обретет чувство, что она достаточно награбила и даст соответственное образование своим детям для того, чтобы создать новую эффективную элиту, противоречит классической концепции обновления элит Михельса и Парето.

Международная конференция проходила при поддержке Лаборатории законодательных инициатив, при содействии Генерального Директора политических дел Совета Европы, Венецианской комиссии, ЦИК, в партнерстве с Институтом избирательного права и КВУ.

Адвокатскую компанию «Наталия Субота и партнеры» представлял адвокат Андрей Нечипоренко - выпускник Украинской школы политических студий.




К списку новостей